Юрию Львовичу Авербаху 100 лет!
В каждой сфере человеческой деятельности, будь то наука, искусство или спорт, есть свои легенды и личности её олицетворяющие. Это даже не привычные для нашего понимания авторитеты, это целые люди-эпохи, за которыми стоит история этой человеческой деятельности. Шахматы – это тоже громадный пласт человеческой деятельности, деятельности человеческого ума. К таким легендам шахмат относится Юрий Львович Авербах, старейший среди ныне живущих гроссмейстеров мира, которому 8 февраля исполнилось 100 лет. Именно к этой безмерно почитаемой, можно даже сказать сакральной для мира шахмат дате, наш игровой портал profchess.com, в Честь этого события проводит свои соревнования. Юрий Львович далеко не сторонний человек от нашего портала, он является его почётным президентом Клуба World Chess-transit, поэтому для нас всех это тоже огромное событие.
Авербах знаком практически всем любителям и тем более профессионалам шахмат. Его книги, посвящённые как самой игре, так и художественные, рассказывающие о жизни шахматистов и шахматной истории хорошо известны. Многие его книги стали учебным пособием или настольными книгами для всех постигающих шахматную науку. Книги Авербаха, посвящённые шахматным окончаниям – это базовые знания шахматной теории. Я и сам, как тренер, брал в руки эти книги, детально изучал сам и по ним учил юное поколение шахматистов.
Нашему юному поколению, постигающему шахматную науку, просто необходимо знать историю шахмат, а Юрий Львович Авербах это и есть сама история шахмат.
Юрий Авербах родился 8 февраля 1922 года в Калуге. В детстве дружил с внуком Циалковского.
В 1925 году семья Авербахов переехала в столицу. Юра пошел учиться в гимназию на Арбате раньше других — в 7 лет, что, по его словам, повлияло на дальнейшую судьбу. Он сразу обратил внимание окружающих своими способностями и разносторонними увлечениями. Мальчик очень любил литературу и в 12 лет прочел полное собрание сочинений Шекспира, собирал марки, а также активно занимался спортом — лыжами, коньками, волейболом и даже боксом. Среди этого многообразия нашлось место и шахматам, в которые научился играть в 7 лет.
Появление в жизни меленького Юры шахмат совсем неслучайно. В далеком 1925 году советская Москва впервые приняла представительный турнир, на который съехались лучшие игроки планеты, включая Ласкера и Капабланку. После этого в стране начался настоящий шахматный бум. Отец Юры не остался в стороне и купил комплект шахмат, в которые постоянно играл с братом. Юра поначалу не обращал внимания на них, предпочитая играть в солдатики. Только познакомившись с правилами шахмат, он понял, что они гораздо интереснее.
Как и многие сверстники, Юрий занимался древней игрой в шахматном кружке столичного дворца пионеров, которым руководил Михаил Михайлович Юдович. Его он и считает свои первым учителем и наставником, который дал немало ценных советов. Один из них шахматист помнит до сих пор: «Ничего не принимай на веру. Сам старайся все познать». Первый серьезный успех на шахматном поприще пришел юноше в 1938 году, когда ему не оказалось равных на всесоюзном турнире школьников.
В 1939 году Авербах стал студентом Бауманского института, что дало возможность получить бронь после начала войны. Кроме того, в течение трех лет он был сталинским стипендиатом. Некоторое время Юрий проработал на одном из оборонных предприятий в Наро-Фоминске. До 1943 году он продолжал обучение в Ижевске, а затем вновь вернулся в Москву. Все это не помешало получить звание мастера спорта Советского союза в 1944 году. Но серьезно заниматься шахматами он начал в послевоенные годы и то не сразу.
В 1946 году Юрий стал дипломированным инженером и поначалу не собирался посвящать свою жизнь шахматам, отработав пять лет в НИИ Министерства авиационной промышленности. Фактически приходилось сидеть на двух стульях, одновременно играя и работая. Тогда Юрию помог начальник отдела, посоветовавший на 2 года оставить институт ради шахмат, пообещав, что если не получится, то возьмет обратно. Этого времени оказалось достаточно, чтобы окончательно определить свою дальнейшую судьбу.
Расцвет шахматной карьеры Авербаха пришелся на 50-е годы. В течение двух лет подряд (1949 и 1950) Авербах выигрывал чемпионат Москвы, а в 1952 году он получает звание гроссмейстера. В 1954 году становится чемпионом Советского союза, опередив на 1,5 очка ближайших соперников, среди которых был Виктор Корчной. На первенстве 1956 года Юрий разделил 1-3 места с Борисом Спасским и Марком Таймановым, но по результатам дополнительного матч-турнира он остался вторым. Всего гроссмейстер участвовал в 15 чемпионатах СССР.
Дебют Авербаха на международной арене произошел в 1949 году в рамках поединка Москва-Будапешт. Авербах дважды участвовал в межзональных турнирах. В 1952 году на соревновании, проводившемся в Швеции, он занял 5 место и получил право играть в турнире претендентов, который состоялся в швейцарском Цюрихе в 1953 году.
На турнире решался вопрос, кто выйдет на чемпионский поединок против действующего чемпиона мира Михаила Ботвинника. Его победителем стал Василий Смыслов, а Авербах разделил с Исааком Болеславским 10-11 места.
Несмотря на то, что Юрий Львович занял прочное место в когорте лучших шахматистов планеты, его стало все больше привлекать не спортивная стезя, а исследовательское направление. Отвечая на вопрос о причинах того, почему не получилось стать чемпионом мира, Авербах без ложной скромности отвечает, что он прежде всего шахматный исследователь.
В 60-е годы Авербах уже не принимал участия в борьбе за мировое первенство, но продолжил участие в шахматных соревнованиях. На его счету победы на международных турнирах в Вене (1961), Аделаиде (1960), дважды в Джакарте (1960, 1979), Дрездене (1956), Москве (1962), Рио-де-Жанейро (1965) и ряде других.
За свою карьеру он успел побывать секундантом многих известных шахматистов — Б. Спасского, Т. Петросяна, В. Смыслова, М. Таля, когда они боролись за мировое чемпионство. Провел серию тренировочных поединков с М. Ботвинником. С 1969 года Авербах стал международным арбитром. Ему доверяли судить крупнейшие матчи и турниры, включая несколько чемпионских поединков (А. Карпов-Г. Каспаров, Г. Каспаров-Н. Шорт, Г. Каспаров-В. Крамник).
Юрий Львович прославился на ниве общественной деятельности, способствуя развитию шахмат в СССР. С 1972 по 1977 года он возглавлял советскую Шахматную федерацию, а также руководил популярными шахматными журналами «Шахматный бюллетень», «Шахматы в СССР», «Шахматная Москва». Кроме того, Авербах поработал в редакции энциклопедического издания «Шахматы».
В течение более трех десятков лет он был ведущим легендарной передачи «Шахматная школа», благодаря которой более 50 тысяч любителей древней игры получили спортивные разряды. В совершенстве овладев английским, он имел опыт председательства в квалификационной комиссии по шахматам. На протяжении восьми лет являлся членом ЦК ФИДЕ (1974-1982), а также входил в Исполком международной федерации (1978-1982).
Юрий Львович покинул структуры FIDE в 1990 году, но на Парижском конгрессе 1995 года он был избран почетным членом организации. В 2004 году Авербах стал президентом общества коллекционеров и историков шахмат, а два года спустя возглавил Кабинет шахматной информации при ГПНТБ (Государственная публичная научно-техническая библиотека). Также он работал на общественных началах в фонде «Развитие шахматной культуры». Гроссмейстер сыграл большую роль в создании первого в стране музея, посвященного истории шахмат. Он открылся в 2014 году в Москве в особняке Центрального шахматного клуба.
Авербах никогда не был шахматным профессионалом в полном смысле это слова. Свою игровую карьеру он совмещал с учебой, работой и общественной деятельностью. Однако это не помешало ему добиться серьезных результатов. Юрий Львович чемпион СССР 1954 года, участник турнира претендентов, многократный победитель и призер международных турниров. В составе советской сборной участвовал в шести матчах против национальных команд других стран.
В игровом плане Авербах выделялся своими оригинальными дебютными находками, выверенной оценкой позиции и мастерской техникой эндшпиля. Он является признанным знатоком окончания шахматной партии. На эту тему гроссмейстер написал серию книг, в которых предложил читателю результаты собственных исследований окончаний с использованием различных фигур.
Глубокое изучение шахматной теории и бесценный опыт, приобретенный за шахматной доской, нашли отражение во множестве книг, написанных талантливым игроком. Он автор более полусотни трудов. Среди его самых известных работ можно назвать «Шахматные окончания», «Как решать шахматные этюды», «Шахматы на сцене и за кулисами», «Шахматная академия», «О чем молчат фигуры». На книгах Авербаха выросло несколько поколений ценителей шахмат, многие любители постигали азы древней игры, знакомясь с «Шахматным самоучителем» или штудируя «Путешествие в шахматное королевство».
По словам автора, он старается преподнести шахматную партию или этюд детям как отдельное драматическое произведение. Причем в зависимости от содержания оно может быть трагическим или комическим. При этом шахматные фигуры предстают в образе актеров.
Известная латинская поговорка гласит: «тот, кто везде – тот нигде». Авербах – человек, который всей своей жизнью опровергает это утверждение… За что бы Юрий Львович ни брался – играл сам, тренировал или секундировал, изучал эндшпиль, составлял этюды и комментировал, писал ли статьи и книги, стоял во главе журналов или целой федерации шахмат страны, большим чином ФИДЕ и главным арбитром, изучал историю или просто был путешественником и коллекционером – всё делал, если не хорошо, то превосходно. Даже по алфавиту известный московский гроссмейстер почти всегда был первым!
«Почему я не стал чемпионом мира? Дело в том, что шахматистов я делю на несколько групп. Первая группа — убийцы. Если сравнивать с боксом, то это те, которые не только стараются выиграть, но обязательно нокаутировать, а в шахматах — подавить. Такими были и Ботвинник, и Фишер, и Корчной, эти черты есть у Каспарова, то есть это довольно распространенный тип. Вторая группа — бойцы. Бойцы выкладываются хорошо, но им не обязательно нокаутировать противника, им достаточно победить. Вот Ласкер такой был, Бронштейн, Таль, хотя у Таля есть черты художника. Третья группа — спортсмены. Для них шахматы такой же вид спорта, как теннис. То есть он выкладывается хорошо, но когда спорт заканчивается, то он нормальный, обыкновенный человек. Капабланка таким был, Керес. И четвертая группа — игроки, для которых шахматы один из видов игр. Они играют в карты в дурака, в домино, готовы играть во что угодно. Классический представитель этой группы — Карпов. Все чемпионы мира входят в одну из этих четырех групп. И еще есть две группы — исследователи и художники. Из них никто чемпионами не становился, у них недостаточная мотивировка. Я исследователь. Меня шахматы интересуют именно как предмет исследования».
Материал подготовил директор турниров Chess-transit World League Андрей Александрович Михайлов